Ислам в Сибири

Ислам в Сибири
   Проникновение ислама на обширные сибирские земли заняло длительный период времени с кон. 14 до перв. пол. 19 в. Первоначально оно шло по двум каналам: от бухарских проповедников из ордена накшбандия и от мусульманского духовенства Казанского ханства. Уже в период правления Кучума в Сибирском ханстве значительная часть местных тюркоязычных племен восприняла ислам, хотя для большей части населения традиционной религией оставался шаманизм. Вместе с исламом в Сибирь пришла мусульманская культура и нравственность, стали создаваться начальные мусульманские школы (мектебы), а позднее и средние учебные заведения (медресе), в к-рых преподавались не только ре лиг., но и светские дисциплины: математика, география, история, лит-pa и нек-рые др. общеобразовательные предметы. В кон. 19 нач. 20 в. в этих учебных заведениях были открыты женские отделения. Обучавшиеся в них девушки получали основательные знания по истории ислама, правилам чтения Корана, хадисов и др., а также по общеобразовательным предметам. К нач. 20 в. грамотность среди мусульман была значительно выше, чем среди окружающего населения, не исключая и православных. Ислам сыграл существенную роль в консолидации этнических общностей сибирских татар и северных казахов, способствовал сохранению их этнокультурной самобытности, противодействовал ассимиляции этих народов.
   Создание царской администрацией в Сибири крупных военных крепостей сочеталось нередко со строительством и мечетей за казенный счет. Жалованье служителям таких мечетей также выплачивалось гос-вом. Делалось это властями для привлечения мусульман на свою сторону. Немало мусульман было в Сибирском казачьем войске. В осн. это были казанские татары. Им разрешалось исповедовать свою религию и избирать имамов из своей среды. Утверждались служители религии в своей должности лишь после прохождения испытания в Оренбургском мусульманском духовном собрании. Казаки, утвержденные в кач-ве духовных лиц, освобождались от военной службы. К 1900 войсковым населением Сибирского казачьего войска содержалось 4 мечети и 2 мусульманских молитвенных дома. В Тюменской обл. в нач. 20 в. функционировало 167 мечетей и 63 медресе.
   После Октябрьской революции, особенно в годы коллективизации сельского хозяйства, по позициям ислама в Сибири был нанесен сокрушительный удар. Каменные мечети в Омске, Томске, Таре и др. городах были разрушены, сотни деревянных мечетей были снесены. Хранившиеся в мечетях религ. и светские книги, напечатанные арабским шрифтом, ценные старинные рукописи, метрические записи, к-рые велись имамами в течение десятилетий, были уничтожены; служители религии были репрессированы. В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. в нек-рых населенных пунктах было разрешено открыть мечети. Этот процесс продолжался в послевоенный период. Богослужения проходили в приспособленных помещениях. Процесс религ. возрождения, начавшийся в стране в конце «перестройки», не обошел стороной Сибирь. В городах и селах стали открываться мечети. При мн. из них уже функционируют духовные школы, где взрослые и дети изучают основы ислама и арабский язык, учатся искусству правильного чтения Корана. Мусульманские религ. объединения развернули широкую благотворительную деятельность, организуют сбор средств для строительства больших каменных мечетей. Фундаменты таких мечетей с медресе и гостиницами для иногородних учащихся заложены в Новосибирске, Омске и др. областных центрах Сибири. Для руководства деятельностью мечетей создано Духовное управление мусульман Сибири. В 1994 мусульмане России широко отметили 600-летие ислама в Сибири. В Омске состоялась международная научная конференция «Исламская цивилизация в преддверии XXI века (к 600-летию ислама в Сибири)», в работе к-рой приняли участие ок. 500 представителей мусульманских, христ., иудейских религ. орг-ций, ученых, общественных деятелей, членов национально-культурных объединений из России, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Германии. В документах конференции обращалось внимание всех российских органов власти и всей российской общественности на важность понимания большого значения фактора исламской цивилизации в Сибири в прошлом и настоящем, его положительной роли в развитии культуры, сближении народов. На конференции были разработаны рекомендации по дальнейшему возрождению ислама в Сибири, развитию религиоведческих исследований, усилению сотрудничества людей разных вероисповеданий и национальностей.
   А.А. Нуруллаев

Религии народов современной России: Словарь / — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Республика,. . 2002.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Ислам в Сибири" в других словарях:

  • Ислам в России —    Ислам вторая по численности приверженцев (после христ ва) мировая религия. Возник в Аравии в нач. 7 в. н. э. в период разложения патриархально общинного строя, образования классового об ва и арабского гос ва. Вероучение изложено в Коране, к… …   Религии народов современной России

  • Ислам в России — Субъекты РФ с мусульманским большинством …   Википедия

  • Ислам — (от араб. покорность ) одна из мировых религий, сыгравшая наряду с православием важную роль в истории России. В качестве синонима используется слово мусульманство (в прошлом также и магометанство ). И. представляет собой последовательный… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • ислам — а; м. [араб. islām покорность]. Одна из наиболее распространённых религий мира, последователями которой являются мусульмане; мусульманство. * * * ислам (араб., буквально покорность), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с… …   Энциклопедический словарь

  • ислам — Мечеть медресе султана Хасана и мечеть Рифаи на площади Салах ад Дина. Каир. ислам, одна из мировых религий, её последователи  мусульмане. Ислам возник в Западной Аравии, в Хиджазе, в начале VII в. Основателем ислама считается житель Мекки… …   Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • ИСЛАМ — одна из трех мировых религий, наряду с буддизмом и христианством. И. возник в VII в. на Аравийском полуострове. Численность последователей И. более 1 млрд. человек. Сторонники И. в основном проживают в странах Ближнего и Среднего Востока и… …   Политология: словарь-справочник

  • Народов Сибири религиозные верования —    В Сибири проживает более 30 аборигенных народов, относящихся к 9 языковым группам: 1) самодийская (ненцы, энцы, нганасаны, селькупы); 2) угорская (ханты, манси), угры и самоДийцы нередко включаются в одну, уральскую, семью языков; 3) стоящая… …   Религии народов современной России

  • О религиозных войнах учеников шейха Багаутдина против инородцев Западной Сибири — Шейх Баховуддин шайхларнинг гарбий Сибирдаги диний жасоратлари Жанр: эпопея Автор: Сагъди Вакас ибн Реджеб Аллакулов, Кашшаф ибн Абу Саид Язык оригинала …   Википедия

  • Национально-культурная автономия мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири — Национально культурная автономия мусульман тюрко татар Внутренней России и Сибири  форма экс территориальной автономии татарского и башкирского народов на территории бывшей Российской империи. История Февральская революция привела в том… …   Википедия

  • Фаткуллин, Гаяз Талгатович — Гаяз Талгатович Фаткуллин(род. 30 июня 1974 года, Дивногорск, Красноярский край, СССР)  российский мусульманский религиозный и общественный деятель, муфтий[1][2][3], председатель Единого духовного управления мусульман Красноярского края …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»